Для отзывов и предложений
ortho@yandex.ru
ПРОСТЫЕ ВЕЩИ о Христианстве
ИЛИ "DAS IST FANTASTISCH"

Как часто мы все усложняем... главное же в нашей жизни настолько просто!

А мы теряем его среди мусора усложнений.

Давайте учиться видеть простые вещи... главные вещи! 

Das ist Fantastisch!

Так и хочется воскликнуть частенько на заявления "специалистов по религии", тех, кто ничтоже сумняся выкладывает своё "ЯЩИТАЮ" на всеобщее обозрение.

 Fantastic stupidity!

От Страстной до Светлой...

От страстной до светлой 

 

Есть в жизни каждого верующего, церковного человека особое время. Время особых духовных переживаний, особых воспоминаний и размышлений. Это время Великого Поста. Но и сам пост имеет свою цель, вершину, достижение которой требует духовного напряжения и собранности. Святая Церковь ведёт человека к Воскресению, и путь этот пролегает через Голгофу, через Распятие;  и Погребение, и Гроб, о Котором мы будем петь потом, что Он стал «Воистину светлейшим всякого царского чертога, Источником нашего воскресения». Предлагаем пройтись мысленно от Великой Среды до Светлой седмицы, заранее познакомиться с уставом и традициями этих великих дней, чтобы глубже прочувствовать и лучше понять их смысл.

 

Великая Среда

В среду страстной седмицы Церковь вспоминает помазание Господа миром и предательство Его Иудой.

«Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.» (Матф.26:6-16)

На Утрене первых трёх дней страстной седмицы поётся замечательный тропарь:

Се Жени́х гряде́т в полу́нощи, и блаже́н раб, его́же обря́щет бдя́ща, недосто́ин же па́ки, его́же обря́щет уныва́юща. Блюди́ у́бо, душе́ моя́, не сном отяготи́ся, да не сме́рти предана́ бу́деши и Ца́рствия вне затвори́шися, но воспряни́ зову́щи: Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.

Вот, Жених (то есть Христос) приходит в полночь. Блажен тот раб, которого Он найдёт бодрствующим, и недостоин тот, которого Он найдёт спящим. Будь внимательна, душа моя, чтобы не быть отягощённой сном, быть преданной смерти и остаться за затворёнными дверями Царства. Но восстань, взывая: Свят, свят, свят еси Боже, молитвами Богородицы помилуй нас.

 

Этот тропарь, являясь реминисценцией притчи о десяти девах, напоминает верующим о Страшном суде и призывает их к духовному бодрствованию. Во время пения тропаря совершается по обычаю полное каждение храма и молящихся.

 

А после девятой песни канона троекратно поётся ексапостиларий (светилен) первых четырёх дней Страстной седмицы: «Чертог Твой вижду, Спасе мой…» (воспоминание притчи о брачном пире).

Черто́г Твой ви́жду, Спа́се мой, украше́нный, и оде́жды не и́мам, да вни́ду вонь: просвети́ одея́ние души́ моея́, Светода́вче, и спаси́ мя.

Вижу Твой украшенный (брачный) чертог, Спаситель, но не имею (достойной) одежды, чтобы войти в него. Просвети одежды души моей, Дарующий свет, и спаси меня.

 

Упоминаемый в ексапостиларии чертог представляет собой, по мнению толкователей, горницу Тайной вечери, и молящимся предлагается, таким образом, задуматься о том, насколько достойны они быть свидетелями и участниками событий Страстной седмицы, а также Тайной вечери, воспоминание которой совершается в Великий четверг. Уставом предусмотрено, что это важный ексапостиларий должен исполняться канонархом посреди храма со свечой в руках, а молящиеся совершают земной поклон.

В этот день совершается последняя Литургия Преждеосвященных Даров, служба, которая служится только по будням Великого Поста. Мы прощаемся с этим чисто великопостным богослужением до следующего года. В конце этой литургии, после «Буди Имя Господне...» совершаются три великих поклона, обычно с молитвой прп. Ефрема Сирина, после чего земные поклоны прекращаются до дня Святой Троицы (кроме поклонов у Святой Плащаницы).

Великий Четверг

Среди дней Страстной седмицы Великий четверг занимает особое место. В этот день Церковь вспоминает Тайную вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками — апостолами. На Тайной Вечери Спасителем было установлено главное Таинство нашей веры — Таинство Евхаристии, или Причащения, во время которого все верующие под видом хлеба и вина вкушают истинные Тело и Кровь Христовы.

Без причащения, учит Святая Церковь, нет истинной христианской жизни, так как в этом Таинстве происходит самое полное, предельно возможное на земле благодатное соединение человека с Богом.

Тайная вечеря была совершена Христом за день до празднования ветхозаветной Пасхи. Евреи совершали этот праздник в память о чудесном исходе из Египта, где они находились в рабстве в течение четырёхсот лет.

Как и многие другие события ветхозаветной истории, праздник иудейской Пасхи имел прообразовательное значение. Он готовил людей к принятию истинной Пасхи, истинного спасения от рабства греху и смерти. Такое спасение должен был принести людям Сын Божий — Новозаветный Пасхальный Агнец, закланный за грехи мира. Так велико и глубоко было падение людей, что только Сам Бог, добровольно приняв на Себя падшую человеческую природу, мог спасти человека.

Господь преподаёт нам Себя в Таинстве Евхаристии, дабы каждый верующий в Него мог достичь главной и единственной цели своей жизни — приобщиться Божественной любви, приобщиться Самого Божества.

Тайная вечеря началась с омовения. Сын Божий, Творец мира совершает обряд, который традиционно совершали рабы: он омывает апостолам ноги.

Ученики были поражены действиями их Божественного Учителя. Они молча принимали омовение. Только апостол Пётр, человек горячий, не мог сдержать овладевших им чувств.

«Господи! — воскликнул Пётр, — Тебе ли умывать мои ноги?» На это Христос ответил: «что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после… Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Своим примером Господь показал не только любовь к ученикам, но и научил их смирению — чтобы они не считали за унижение для себя служить ближнему.

После омовения и прощальной беседы с учениками Христос преломил хлеб и, благословив его, подал апостолам со словами: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Взяв чашу и благословив её, сказал: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

В скромной Сионской горнице происходит великое чудо: человек, некогда отвергший Бога, вновь приобщается к Богу — Источнику Вечной Жизни.

На Утрене Великого четверга троекратно поётся тропарь «Егда славные ученицы…», напоминающий о страшной духовной, а затем и физической гибели Иуды, одного из Двенадцати, добровольно отказавшегося от апостольства.

Егда́ сла́внии ученицы́ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся, тогда́ Иу́да злочести́вый сребролю́бием неду́говав омрача́шеся, и беззако́нным судия́м Тебе́ пра́веднаго Судию́ предае́т. Виждь, име́ний рачи́телю, сих ра́ди удавле́ние употреби́вша. Бежи́ несы́тыя души́, Учи́телю такова́я дерзну́вшия: И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Когда славные ученики просвещались при умовении (ног) на (Тайной) Вечере, тогда злочестивый Иуда, больной сребролюбием, омрачался и предал Тебя, Праведного Судию, беззаконным судиям. Посмотри на стяжателя богатства, из-за этого удавившегося. Беги от ненасытной души, (чтобы не уподобиться) Иуде, на такое против Учителя дерзнувшему. Благий о всех, Господи, слава Тебе.

 

После тропаря читается повествование о Тайной вечери в изложении евангелиста Луки (зачало 108 (от полу): Лк. 22:1-39).

После девятой песни канона молящиеся коленопреклоненно поют троекратно ексапостиларий (светилен): «Чертог Твой вижду, Спасе мой…». Этот ексапостиларий уже исполнялся в три предыдущих дня, но именно в Четверг его символизм становится реальностью: по мысли толкователей, упоминаемый здесь чертог является горницей Тайной вечери, и христианам в последний раз перед участием в этой Трапезе предлагается ужаснуться собственной недостойности.

Примечательны и стихиры утрени Великого четверга. Основной темой стихир является неблагодарность и корыстолюбие Иуды, авторы пытаются проникнуть в помрачённую душу предателя, чтобы выяснить, где причина его отступничества. Характерный пример — третья стихира «на стиховне»:

Нрав твой льсти исполня́ется, беззако́нный Иу́до: неду́гуя бо сребролю́бием, приобре́л еси́ человеконенавиде́ние. А́ще бо бога́тство люби́л еси́, почто́ ко Уча́щему о нищете́ прише́л еси? А́ще же и люби́л еси, вску́ю про́дал еси́ Безце́ннаго, преда́в на убие́ние? Ужасни́ся, со́лнце, возстени́, земле́, и дви́жащися возопи́й: незло́биве Го́споди, сла́ва Тебе́.

Нрав твой полон лжи, беззаконный Иуда: ибо страдая сребролюбием, приобрел ты человеконенавистничество. Ведь если богатство ты любил, зачем к Учащему о нищете за наставлениями приходил? Если же и любил ты Его, для чего продал Неоценимого, предав на убиение? Ужаснись, солнце, восстенай, земля, и, содрогаясь, воззови: "Незлобивый Господи, слава Тебе!

 

В этот день служится Литургия Василия Великого в соединении с вечерней, как в связи с временем вспоминаемых событий, так и по древнему обычаю, по которому литургия в важные постные дни совершалась вечером, то есть после разрешения поста.

Особенностью собственно литургии является исполнение особого песнопения «Вечери Твоея тайныя…» вместо Херувимской песни, причастного стиха, «Да исполнятся уста наша…» и во время причащения мирян.

Ве́чери Твоея́ та́йныя днесь, Сы́не Бо́жий, прича́стника мя приими́: не бо враго́м Твои́м та́йну пове́м, ни лобза́ния Ти дам я́ко Иу́да, но я́ко разбо́йник испове́даю Тя: помяни́ мя, Го́споди, во Ца́рствии Твое́м.

Сын Божий, прими меня сегодня как причастника Твоей Тайной вечери. Не предам тайны Твоим врагам, не поцелую Тебя, как Иуда. Но подобно (благоразумному) разбойнику исповедаю Тебя: Помяни меня, Господи, во Царствии Твоём.

 

И исполнения вместо «Достойно есть…» ирмоса:

Стра́нствия Влады́чня и безсме́ртныя трапе́зы на го́рнем ме́сте высо́кими умы́, ве́рнии, прииди́те наслади́мся, возше́дша Сло́ва, от Сло́ва научи́вшеся, Его́же велича́ем.

Гостеприимством Владыки и бессмертной трапезой на высоком месте с возвышенными мыслями давайте, верные, насладимся, высочайшее слово услышав от Слова, Которое мы величаем.

 

Заканчивается Литургия отпустом:

Иже за превосходя́щую бла́гость путь добре́йший смире́ния показа́вый, внегда́ умы́ти но́ги ученико́в, да́же до Креста́ и погребе́ния снизше́дый нам, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и́же во святы́х отца́ на́шего Васи́лия Вели́каго, архиепи́скопа Кесари́и Каппадоки́йския, и всех святы́х поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

 

Относительно качества пищи в Великий Четверг Типикон приводит три чина:

По обычному (Палестинскому) последованию положено одно блюдо, но разрешается вкушение варёной пищи с растительным маслом.

По Студийскому уставу «ясти едино варение, и сочиво, и обварен боб, пием же и вино», т.е. предполагается одно варёное блюдо, но дополненное сочивом (любая каша) и бобовыми; о елее в этом уставе умалчивается, т.е. по-видимому, он не положен.

По уставу Святой Горы Афон положено два варёных блюда с елеем и вином.

Однако нужно понимать, что это устав монашеский, написанный для пребывающих в монастыре. В миру же, особенно для обязанных трудиться в эти дни, возможно разумное послабление.

Великая Пятница

Самый строгий день Великого Поста. Богослужение Великой пятницы посвящено воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. В течение дня евангельское повествование об этих событиях прочитывается трижды:

  1. На утрене читаются последовательно 12 евангельских отрывков (Двенадцать Евангелий), в хронологическом порядке рассказывающих о событиях пятницы.
  2. На Великих часах отдельно читаются повествования от каждого из четырёх евангелистов.
  3. На великой вечерне о событиях пятницы рассказывается в одном продолжительном составном Евангелии.

Литургия в этот день не совершается, чем подчёркивается исключительность этого дня. Мы не совершаем Бескровной Жертвы — Христос приносит Жертву на Голгофе. Исключение составляют случаи совпадения Благовещения и Страстной пятницы — в этом случае положено служить литургию Иоанна Златоуста. На вечерне выносится плащаница и поётся особый канон «О распятии Господа». По уставу верующие в течение Великой пятницы воздерживаются от принятия пищи. Богослужение Великой пятницы, хоть и проникнуто скорбью по смерти Спасителя, но уже готовит верующих к предстоящей Пасхе:

Днесь содержит гроб Содержащаго дланию тварь, покрывает камень покрывшаго добродетелию небеса, спит Жизнь и ад трепещет, и Адам от уз разрешается. Слава Твоему смотрению, им же совершив все упокоение вечное, даровал еси нам, Боже, всесвятое из мертвых Твое воскресение.

Утреня (обычно совершается в четверг вечером) имеет особый строй. После обычного начала поётся тропарь «Егда́ сла́внии ученицы́…», который предписывается петь «косно и со сладкопением». В начале пения тропаря отверзаются царские врата, и предстоятель в фелони износит Евангелие на середину церкви. Раздаются свечи священнослужителям и молящимся. Свечи по прочтении каждого Евангелия погашаются и возжигаются к началу следующего Евангелия. Евангельские отрывки читаются следующие:

 

  1. Ин. 13:31-18:1 — прощальная беседа Иисуса с учениками (13-16 главы) и первосвященническая молитва (17 глава).
  2. Ин. 18:1-28 — арест Иисуса в Гефсиманском саду, суд первосвященника Анны, троекратное отречение Петра (в изложении Иоанна Богослова).
  3. Мф. 26:57-75 — суд первосвященника Каиафы, троекратное отречение Петра (в изложении Матфея).
  4. Ин. 18:28-19:16 — тайная беседа Иисуса с Пилатом, суд Пилата (в изложении Иоанна Богослова).
  5. Мф. 27:3-32 — самоубийство Иуды, суд Пилата (в изложении Матфея), Иисус в претории, крестный путь Иисуса (в изложении Матфея).
  6. Мк. 15:16-32 — Иисус в претории, крестный путь Иисуса (в изложении Марка), распятие Иисуса, насмешки над Ним.
  7. Мф. 27:33-54 — распятие Иисуса, насмешки над Ним, крестная смерть и сопровождающие её знамения.
  8. Лк. 23:32-49 — молитва распинаемого Иисуса, исповедание благоразумного разбойника.
  9. Ин. 19:25-37 — Богородица и Иоанн Богослов у креста, крестная смерть, прободение копьём.

10.  Мк. 15:43-47 — Иосиф Аримафейский у Пилата, погребение Христа (в изложении Марка).

11.  Ин. 19:38-42 — погребение Христа (в изложении Иоанна Богослова).

12.  Мф. 27:62-66 — стража у гроба.

Чтение евангельских отрывков  как бы вплетено в последование утрени. Между ними поются антифоны, читается Трипеснец Триоди, поются стихиры.

1-й час к утрене не присоединяется, так как входит в службу часов Великого Пятка.

Великие (царские) часы

В Великий Пяток царские часы и изобразительны совершаются по тому же чину, что и в на́вечерия Рождества Христова и Богоявления. Главным отличием Великих часов от обычных является чтение на каждом часе паремии, Апостола и Евангелия. Наименование часов царскими — исключительно русское и связано с тем, что московские цари обязательно участвовали в этом богослужении.

Ветхозаветные паремии, читающиеся на часах, содержат пророчества о страстях Христовых:

1 час: Зах. 11:10-13 — пророчество о 30 сребренниках;

3 час: Ис. 50:4-11 — изображает страдания Сына Божьего («Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания»);

6 час: Ис. 52:13-54:1 — ещё одно (наряду с 21 псалмом) подробное описание страданий и уничижения Спасителя («Как многие изумлялись, смотря на Тебя, — столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих!.. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни… Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни… Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши… Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих… Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого… Чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет»);

9 час: (Иер. 11:18-23 и Иер. 12:1-15) — жалоба Иеремии на своих сограждан, пожелавших убить пророка («Я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня»), и Божие увещание о долготерпении и милосердии.

Апостольские чтения часов раскрывают значение крестной смерти Христа для спасения человечества.

Повествования о страстях Христовых читаются на часах не в хронологическом порядке, как на утрене и вечерне, а так, как они изложены по отдельности в каждом из четырёх Евангелий. Порядок евангельских чтений таков:

1 час: Мф. 27:1-56;

3 час: Мк. 15:16-41;

6 час: Лк. 23:32-49;

9 час: Ин. 18:28-40 и Ин. 19:1-37.

Таким образом, все вместе четыре евангельских чтения полностью охватывают события Великой пятницы (кроме прощальной беседы Иисуса с учениками и первосвященнической молитвы).

Вечерня Великого Пятка

Вечерня совершается обычно во второй половине дня. До начала вечерни святая Плащани́ца с изображением положения Господа во гроб полагается на святом престоле на место Евангелия, а само Евангелие поставляется горе́ престола, как на Литургии.

В конце вечерни, Плащаница износится из алтаря и полагается на уготованном месте в центре храма. Перед этим хор поёт стихиру на погребение Спасителя.

Тебе́ оде́ющагося све́том я́ко ри́зою, снем Ио́сиф с дре́ва с Никоди́мом, и ви́дев ме́ртва, на́га, непогребе́на, благосе́рдный плач восприи́м, рыда́я глаго́лаше: увы́ мне, сладча́йший Иису́се, Его́же вма́ле со́лнце на Кресте́ ви́сима узре́вшее мра́ком облага́шеся, и зе́мля стра́хом колеба́шеся, и раздира́шеся церко́вная заве́са: но се ны́не ви́жу Тя, мене́ ра́ди во́лею подъе́мша смерть. Ка́ко погребу́ Тя, Бо́же мой, или́ како́ю плащани́цею обвию́? Ко́има ли рука́ма прикосну́ся нетле́нному Твоему́ те́лу? Или́ ки́я пе́сни воспою́ Твоему́ исхо́ду, Ще́дре? Велича́ю стра́сти Твоя́, песносло́влю и погребе́ние Твое́ со воскресе́нием, зовы́й: Го́споди, сла́ва Тебе́.

Тебя, одевающегося светом, как ризою, Иосиф с Никодимом, сняв с Древа, и видя мертвым, нагим, не погребенным, начав в глубоком сострадании погребальный плач, с рыданиями возглашал: "Увы мне, Сладчайший Иисусе! Тот, Кого недавно узрев висящим на Кресте, солнце мраком облекалось, и земля от страха колебалась, и разрывалась завеса храма. Но вот, я ныне вижу Тебя ради меня добровольно принявшим смерть. Как я буду погребать Тебя, Боже мой, или как полотном обовью? И какими руками прикоснусь к нетленному Твоему телу? Или какие песни буду петь ради Твоего исхода, Милосердный? Прославляю страдания Твои, воспеваю и Твое погребение с воскресением, восклицая: Господи, слава Тебе!"

 

 

После этого, во время пения тропарей:

Благообра́зный Ио́сиф, с дре́ва снем пречи́стое те́ло Твое́, плащани́цею чи́стою обви́в, и воня́ми (благоуханиями) во гро́бе но́ве покры́в положи́.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Мироносицам жена́м при гро́бе предста́в А́нгел вопия́ше: ми́ра ме́ртвым суть прили́чна, Христо́с же истле́ния яви́ся чу́ждь.

Предстоятель, сотворив три земных поклона, подъемлет с престола Плащаницу и через северные врата (в предшествии свещеносцев со свечой и кадилом) износит её на главе на середину храма и полагает на угото́ванную гробницу. При соборном служении настоятель идёт под Плащаницей, неся Евангелие над главой или в руках. Если священник один, Евангелие благоговейно несёт кто-либо из благочестивых мирян. Евангелие в этих случаях несут впереди Плащаницы. Затем Евангелие полагается на Плащаницу. Далее совершается троекратное каждение вокруг Плащаницы, после чего священнослужители совершают поклонение и целование Плащаницы.

После вечерни совершается малое повечерие, на котором поётся Канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы — песнопения, составленные в X веке Симеоном Логофетом. Затем после отпуста к поклонению и целованию плащаницы подходят прихожане. Плащаница находится в центре храма три неполных дня, напоминая верующим трехдневное нахождение во гробе Иисуса Христа.

Великая Суббота

Утреня Великой субботы совершается вечером в пятницу. После шестопсалмия и «Бог Господь» поются тропари «Благообразный Иосиф» (см. Великая пятница), «Егда снизшед еси к смерти» и «Мироносицам женам» (тропари из воскресной утрени второго гласа), тематически связывающие Великую субботу с предшествующей пятницей и наступающей Пасхой. После пения тропарей священнослужители выходят из алтаря к плащанице, лежащей на середине храма, и здесь читают «Непорочны» — псалом 118 с особыми припевами — «похвалами». Самый протяжённый (176 стихов) библейский псалом 118, воспевающий блаженство праведников, ходящих в законе Господнем, является в православном богослужении и заупокойным (входит в состав парастаса — заупокойной утрени, а также чина погребения (отпевания)), и воскресным. Его присутствие в утрене Великой субботы ещё раз подчёркивает связь этого дня и с событиями прошедшей Великой пятницы (смерть и погребение Христа), и наступающего Воскресения.

«Непорочны» завершаются воскресными тропарями Иоанна Дамаскина (обычно поются на воскресных утренях) — ещё одно указание на грядущее Воскресение, хотя обычного (для воскресной утрени) чтения Евангелия в Великую субботу не положено. Затем исполняется канон «Волною морскою» (ирмосы этого канона поются также в пасхальную полунощницу и при иерейском погребении).

После канона и великого славословия плащаница крестным ходом под пение Трисвятого обносится вокруг храма, подносится к открытым царским вратам и возвращается на «гробницу» посреди храма. Отсутствующую утреннюю литургию заменяет «служба чтений» перед плащаницей. Здесь последовательно прочитываются:

  1. Паремия: (Иез. 37:1-14) — видение Иезекииля о поле «сухих костей», которые по слову Божию соединяются жилами, покрываются кожею, а затем, после схождения на них духа, мертвецы оживают. «И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь». Это видение Иезекииля представляется как пророчеством о воскресении мёртвых, так и о схождении Духа Святого (поэтому читается также в Пятидесятницу).
  2. Составное чтение из апостола (1Кор. 5:6-8 и Гал. 3:13-14) о плодах смерти Спасителя.
  3. Евангелие (Мф. 27:62-66) — первосвященники опечатывают Гроб Господень и приставляют к нему стражу.

Так как Великая суббота является важным постным днём, литургия в этот день совершается после вечерни (схожий порядок можно видеть в Великий четверг, навечерия Рождества Христова и Богоявления)

На вечерне после входа с Евангелием и «Свете тихий» читаются пятнадцать паремий — ветхозаветных пророчеств о страстях, смерти, воскресении Спасителя и о грядущей славе Новозаветной Церкви.

Такое большое количество паремий, читающихся на вечерне Великой субботы, напоминает о том, что именно во время этого богослужения в Константинопольской и Иерусалимской церквах совершалось крещение оглашенных.

Чтением Апостола завершается погребальный день субботы, и начинается предпразднество Светлого Воскресения. В предчувствии Воскресения аллилуиарий перед Евангелием (Аллилуйа со стихами из Псалрири) заменён в Великую субботу (единственный раз в году) на пение 81 псалма «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех» (Пс. 81); во время этого пения священнослужители сменяют великопостные тёмные одеяния на белые. Евангельским чтением Великой субботы является заключительная 28 глава Евангелия от Матфея, повествующая о воскресении Христовом и читающаяся в полном объёме только в этот день (в другие дни читается только её завершение Мф. 28:16-20).

Последующее служение литургии Великой субботы совершается по чину Василия Великого. Единственной особенностью литургии верных является пение вместо Херувимской древнего гимна Иерусалимской церкви:

Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь (то есть в пищу) верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

По окончании литургии происходит благословение хлебов и вина. В течение Великой субботы в храмах обычно происходит освящение пасхальной пищи — яиц, куличей, творожных пасох.

В Великую Субботу происходит одно из главных чудес Православной Церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой субботы. В конце полунощницы священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

ПАСХА

Ровно в 12 часов (по местному времени) при закрытых царских вратах священнослужители поют стихиру: «Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се, А́нгели пою́т на Небесе́х, и нас на земли́ сподо́би чи́стым се́рдцем Тебе́ сла́вити». Стихира поется трижды: по обычаю, первый раз она поется тихо при закрытых царских вратах[ВИ4]  и завесе, второй раз – немного громче при открытой завесе, третий раз – громко при открытых царских вратах (которые после этого остаются открытыми до конца Светлой седмицы). При каждом пении стихиры предстоятель совершает каждение окрест престола. В третий раз стихира поется духовенством до половины: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех». Певцы, стоящие на средине храма, заканчивают: «И нас на земли́ сподоби…».

Начинается крестный ход, во время которого певцы непрерывно поют ту же стихиру. Крестный ход в обычном порядке идёт вокруг храма при непрерывном трезвоне. Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверями храма. Трезвон прекращается. Настоятель, приняв кадило, при полной тишине совершает каждение святынь, духовенства, певцов и предстоящих.

Предстоятель, трижды крестообразно назна́меновав кадилом затворенные церковные двери, возглашает велегласно: «Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Певцы: «Аминь». Далее следует пасхальное начало, которым начинается вечерня, утреня и Литургия во все дни Светлой седмицы.

Священнослужители «велегласно» поют тропарь Пасхи: «Христос воскре́се из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробе́х живот даровав» (трижды). Певцы повторяют то же «со сладкопением» (трижды).

Священнослужители поют стихи2:

1. «Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его ненави́дящии Его́».

2. «Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут, я́ко та́ет воск от лица́ огня́».

3. «Та́ко да поги́бнут гре́шницы от лица́ Божия, а пра́ведницы да возвеселя́тся».

4. «Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь, возра́дуемся и возвесели́мся во-нь ».

5. «Слава».

6. «И ныне».

На каждый стих певцы поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (единожды).

В завершение предстоятель или все священнослужители поют высшим гласом: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы заканчивают: «И сущим во гробе́х живот даровав». Отверзаются церковные двери, и крестный ход шествует в храм.

Затем следует Мирная ектения и Пасхальный канон. На каждой песни канона совершается каждение. После Утрени поются пасхальные часы и литургия Иоанна Златоуста. Все молитвословия Пасхи, включая пасхальный канон — творение прп. Иоанна Дамаскина, поются. Вечером в день Пасхи совершается пасхальная вечерня. Пасхальное богослужение продолжается всю Светлую седмицу. Царские врата не закрываются до субботы. По заамвонной молитве, по традиции, освящается артос.

О подготовке к Причастию на Светлой седмице

Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития.


 

Назад к списку новостей

Содержание сайта - частное мнение автора! Обойдемся без ненужных обобщений ;)